Елена МАРТЫНЮК. АЙ ДА ПУШКИН!

Печать PDF

Ай да Пушкин!

Важным событием театральной Москвы стала премьера театра «Ромэн» - «Здравствуй, Пушкин!».

 

Возобновление постановки пьесы А. И. Гессена и И. И. Ром-Лебедева - великое дело! Спектакль, созданный в 70-х годах прошлого века, к сожалению, вскоре вышел из репертуара театра. Но, по счастью, пьеса была найдена в обширном архиве, и среди многочисленных коробок с рукописями режиссер-постановщик, народный артист России Г. Н. Жемчужный наугад указал именно на нужную, где пьеса «Здравствуй, Пушкин!» как раз лежала сверху.

 

На пожелтевших листах машинописный текст можно было разобрать с трудом, поэтому сегодняшняя музыкально-романтическая фантазия идет в литературно-сценической редакции Георгия и Андрея Жемчужных. Последний же исполняет заглавную роль – от возраста поэта, «когда легковерен и молод он был» до зрелого – «когда хладную душу терзает печаль». Андрею даже не приходится гримироваться: он лишь отрастил бакенбарды, а смоляные кудри и белозубая улыбка у него от природы. Кстати, дедушка Георгий Николаевич приводит версию о цыганских корнях великого поэта. Александр Сергеевич не случайно был влюблен в цыган: его мать Надежда Осиповна, которую называли «прекрасной креолкой», могла быть наполовину цыганкой.

Пьеса «Здравствуй, Пушкин!» создана на основе писем поэта к друзьям и современникам, а также биографических материалов, уже существующих и вновь открываемых. Любовь поэта к «вольному племени», отраженная в поэме «Цыганы» (эпизоды которой даны в спектакле), окружена тайной и мотивировкой к ее разгадке.

Спонтанность, динамика, пестрота, эмоции национального характера, этнографический колорит, а также музыкальность поэтического слова поэмы сохранились в спектакле со всей полнотой. Он начинается с великолепной, задушевной мелодией народного артиста РФ Николая Михайловича Жемчужного. Во всех лирических или драматически-кульминационных моментах она, как полноправное действующее лицо, воспроизводит эмоциональную атмосферу происходящего. Театральная династия, во главе которой стоит этот великий актер, режиссер и композитор, почти всем составом представлена в спектакле. Анну Петровну Керн обольстительно играет заслуженная артистка России О. Жемчужная, соответствующая определению «гений чистой красоты». Цыганскую певицу-примадонну Танюшу, как и 40 лет назад, несравненная Екатерина Жемчужная – народная артистка России. Исполнение ей песни «Матушка, что во поле пыльно» накануне женитьбы Пушкина, растрогало не только самого героя, но и весь зал. И вообще «соколовский хор», слушать который любили Пушкин и Нащекин (Р. Румянцев), там доподлинно цыганский!

Народный артист РФ Р. Грохольский, зять Георгия Николаевича и Екатерины Андреевны Жемчужных, убедительно исполнил роль отца Пушкина, Сергея Львовича. Как и все родители, он старается удержать в узде Александра – для других гениального поэта, для себя неразумного сына.

В этом спектакле каждого актера воспринимаешь как действительно близкого Пушкину человека – настолько веришь их игре. Няню Арину Родионовну, беззаветно любящую своего подопечного, искренне, распахнуто сыграла народная артистка России Ирэна Морозова. Слугу и дядьку Пушкина, Никиту, достоверно показал В. Страшинский.

В роли Земфиры выступила талантливая выпускница ГИТИСа (курс Г. Н. Жемчужного) Аделина Плахотная. Ее героиня красивая, страстная, увлекающая, но дерзкая и своевольная.

Муза Пушкина - балерина Авдотья Истомина в исполнении А. Солошенко, возможно, не совсем «легка, как пух от уст Эола», но стоит на пуантах уверенно.

«Чистейшей прелести чистейший образец»… - соответствовать ему тоже непростая задача. Наталью Гончарову играла А. Калинич. Роль без слов. Возможно, потому, что после венчания начнется совсем новая история, которой сам Пушкин еще не знает. (Кстати, и дуэль, и свадьба были зимой, февральская же метель просмотра только усиливала впечатление.) Но узнать о его жизни больше стремятся сыщик и тайный агент (С. Чунгак и А.Рубенчик, попеременно играющие эти две роли), исполняющие свой служебный долг с ретивостью, тщением и изобретательностью.

…«Здравствуй, Пушкин!» - это реплика царя Николая Первого (з. а. РФ А. Булдыженко) на аудиенции с поэтом. В этой сильном эпизоде развенчивается расхожее мнение о фразе императора: «Отныне я буду твоим личным цензором!» Ей придается новый, позитивный смысл, так как следует продолжение: «Потому что ты гражданин, радеющий о судьбе Отечества».

Потрясающая сцена явления Пушкину пяти декабристов перед казнью! Они, в белых рубахах и со свечами в руках, мысленно приходят проститься с другом. Вино на помин души, романс на стихи поэта «Гляжу, как безумный, на черную шаль», который прерывается после слов: «Но скоро я дожил до черного дня»… Декорацией сценического пространства выступает монолит из нескольких арок. Задрапированный шторами, он изображает стену комнаты поэта или светскую залу А. П. Керн, или бессарабский грот… Или виселицы, на фоне которых спускаются пять петель. Декабристы воздевают правые руки кверху (подумалось, чтобы покреститься), и… ударяют по веревкам… Музыка Н. М. Жемчужного звучала в это время как реквием.

В спектакле использована тема лермонтовского «Маскарада» и стихотворения «Первое января»:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

В круговерти этого костюмированного бала, с которого начинается первое действие спектакля, Пушкин непримирим к светской черни. Черный день, Черная речка, где пролилась «поэта праведная кровь», черная маска обезьяны (так дразнили Пушкина). Уж больно отталкивающа была эта маска! Не так страшен сам черт, как его намалевали.

В своем интервью присутствовавший на спектакле известный режиссер, художественный руководитель «Театра на Юго-западе» Валерий Романович Белякович отметил как доминанту постановки возможные родовые цыганские нити Пушкина, похвалил достойную режиссуру, особенно восхитился музыкой, но охарактеризовал символику венецианских масок как спорную.

Спектакль «Здравствуй, Пушкин!», в котором все «ружья стреляют», глубоко и детально информативен, создан с пиететом к творчеству национального достояния России, ее истории и по праву может называться «энциклопедией русской жизни» и эпохи Золотого века. Он будет познавателен и для семейного просмотра. Детям, которые пришли с родителями на спектакль «Здравствуй, Пушкин!», было интересно узнать о жизни автора «Сказок», увидеть воплощение цыганских обычаев и обряда свадьбы, послушать песни и танцы, а родителям – вспомнить и переосмыслить знакомые со школы стихи классика – гражданские – «Деревня», «Поэт и толпа», ода «Вольность» и др., а также любовную лирику. А кому-то, возможно, предстояло впервые познакомиться с поэтом и сказать: «Здравствуйте, Александр Сергеевич!» Но главное, что все вместе они приняли и полюбили Пушкина в исполнении его ровесника – Андрея Жемчужного. Искренне, эмоционально сопереживающий судьбе своего героя - повесы, светского денди и глубоко страдающего человека - актер заставляет на эти два часа поверить ему и остается в памяти зрителей улыбающимся, кудрявым, в бобровой шубе, цилиндре… Таким живым!

Когда на поклон Жемчужный-Пушкин выходит перед памятником поэту, изображенном на сценическом панно, бурно аплодирующие зрители не могут удержаться от возгласа: «Ай да Пушкин!»

 

Елена МАРТЫНЮК

Фото Алексея ЩЕПИНА

ЛитМир (облако тегов)